Вторник, 07.05.2024, 20:14
Приветствую Вас, Гость

Практикум для родителей

Консультация для родителей

     Советы родителям!!!!

        КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

              «ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА ДОМА»

 

      Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 2- 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

      Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

      Поэтому я вам рекомендую некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

            1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»

      Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.

      Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

           2. Математическая игра «Составь цветок»

     Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

    Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

            3. Игра- упражнение «Назови похожий предмет»

      Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

      Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

            4. «Собери бусы»

      Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

      Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.

      Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"):

 

          5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»

      Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

      Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

 

      Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

 

                     Играйте с ребенком с удовольствием!

 

Как научить ребенка различать цвета.

 

      Если ваш ребёнок в три года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.

      Объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.

      В занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование, это то, что всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами вместе с ним.

      Предлагаем ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок (машину, домик)! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку? Правильно красным! А я ножку? Точно красным! Какой у нас получился грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место (к примеру, на холодильник) и «хвастаемся» папе, бабушке и т. д. какой замечательный красный грибок мы нарисовали.

      Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!

      Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить. Затем можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.

      Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: « Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.

      Я бы настоятельно не рекомендовала использовать в изучении цветов компьютерные и онлайн игры, которых сейчас в изобилии в сети. Во-первых, ребёнку ни к чему столь раннее знакомство с компьютером. Во-вторых, экран монитора может искажать цвета. В-третьих, все эти игры для ленивых родителей, ведь от живого общения больше пользы и только вы можете познакомить малыша с окружающим миром!

      Большая часть представленных ниже игр может быть использована в развитии детей от 1,5 лет.

 

 

     Игра «Бабочки на цветке»

      Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.

      Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».

 

    Игра «Маленький строитель»

      Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.

    Игра «Цветная уборка»

      Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т.д.»

 

    Игра «Строим башню»

      Используем конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь? называем её цвет: «Это красная, а это какая?»

    Игра «Принеси одежду»

      Собираясь на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша, чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду, скажите: «Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны». Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному предмету за раз, называя вещь и её цвет.

      Можно усложнить игру, разложив одежду в разные места комнаты и попросить: «Принеси красную рубашку, она лежит на диване и т. д.».

    Игра «Все цвета радуют»

      Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.

    Игра «Светофор»

     Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем».

     Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько человек.

     Игра «Сортируем игрушки»

  1. Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).
  2. Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).

     Игра «Что бывает зелёным?»

      Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д.

      Эта игра способствует развитию воображения, но может вызвать затруднения у речевиков даже старшего дошкольного возраста.

     Игра «Чудо — радуга»     

     Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.

     И у вас получится креативный коллаж, от которого ваш малыш будет в восторге!

 

             ПАМЯТКА для РОДИТЕЛЕЙ

       по правилам пожарной безопасности
 

    Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивают по вине детей. Они нередко становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. ПОЖАР – это стихийное бедствие, от которого убежать невозможно. Наши дети не имеют понятия, что нужно, если случилась беда. Дети в этих ситуациях прячутся под кровать, в шкаф, за занавески, в укромные уголки комнаты.
      Они не пытаются бежать, когда открыта дверь. У всех людей, в том числе и маленьких, есть природный страх перед огнѐм. Вам не удастся убедить ребѐнка, что огонь - это не интересно.
      Если мы взрослые будем запрещать детям приближаться к огню. Ребенок все равно познакомиться с огнем, но уже без нас взрослых.
     ЧТО НАДО ЗНАТЬ ДЕТЯМ: -Нельзя брать спички. -Играть с электроприборами. -Включать газовые и электрические плиты. -Знать номер телефона 01.
      Знакомя детей с правилами пожарной безопасности. Мы в своей группе используем самые приемы и методы: беседы, рассказ, художественное слово, наглядно иллюстрируемый материал и многое другое. Художественное слово делает восприятие детей более осмысленным, эмоциональным.
      Знакомить наших детей с правилами пожарной безопасности не только в детском саду. Но и в семье. Практика показывает, что мы взрослые люди сами не в ладах с правилами пожарной безопасности. Зачастую спички хранятся в доступных для детей местах. Дети имеют доступ к газовым плитам, утюгам, телевизорам и т. д. Всѐ это чревато серьѐзными последствиями. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим последствиям, очень много. Систематическая работа с семьѐй поможет сформировать у детей прочные знания о правилах пожарной безопасности.
                             ГЛАВНОЕ ПРИ ПОЖАРЕ – НЕ ПАНИКУЙТЕ!
            ПОМНИТЕ! ОТСУТСТВИЕ ПАНИКИ, ЗАЛОГ ВАШЕГО СПАСЕНИЯ!

 

Консультация для родителей

«Экология и мы».

                                                                                    «Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –

                                              Посмотри, что творит на Земле он!
                                                     Через век он природу разрушит вконец,
                                            А в нее был когда-то влюблен он».
                                                           Свято верили предки, что природа – краса.
                                  «Охраняйте ее!» – говорили.
                                                А теперь мы в родные глядим небеса,
                                Через окна, седые от пыли...

                                                                                   (автор неизвестен)

                В настоящее время  ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность  планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера; в окружающей среде накапливается неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения землян?

               Под будущим понимается время, отдаленное от нас отнюдь не столетиями.  Ученые не уверены в том, смогут ли дети  в  недалеком будущем купаться, гулять в лесу, вдыхать аромат  цветов.

               И поэтому, основная задача родителей - это воспитание у детей экологической культуры. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны - это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Если все это пустить на самотек, то будем наблюдать различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это отклонения?

               Прежде всего, пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют  необходимой заботы о животных и растениях.

               Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают  насекомых  в  коробочки, составляют букетики из цветов,  обрывают бутоны растений для «угощения куклам»).

Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно  к дикой: собирая ягоды, затаптывают ее кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы.

Наконец, есть дети, способные жестоко относиться к животным: они могут бить собак, мучить кошек, топтать червей.

Ученые обнаружили такой факт: оказывается, дошкольники добрее относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина заключается в том, что животное легче, чем растение идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями.

               Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда глухи к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. 
Пути экологического воспитания дошкольников следующие: формировать элементарные представления о растениях и животных, как живых организмах и их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.

               Для осуществления экологического воспитания большое  значение имеет  эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства – важный фактор экологического воспитания.

                Экологическое   воспитание дошкольников связано с решением

важного вопроса: делить ли представителей животного мира и растения по степени их полезности для человека. Биологи давно отказались от понятий «вредный» и «полезный» в отношении живых существ, поскольку все их виды необходимы для создания биологического равновесия в природе. В педагогическом аспекте, к сожалению, деление на «вредных» и «полезных» живых существ довольно распространено при ознакомлении детей с природой. Часто дошкольники относят к категории «вредных» те растения и тех животных, внешний вид которых кажется непривлекательным. Например, дождевые черви.

Чем старше дети, тем в большей степени они должны руководствоваться в своем отношении к природе принципом «Не навреди». А для этого им надо знать особенности животных, растений и их потребности.

С первых лет жизни ребенка,  мы, взрослые,  словом, делом и личным примером должны формировать у него представления о природе, как величайшей ценности, развивать понимание ее неприкосновенности, воспитывать чувство ответственности по отношению ко всему живому. 

                                           Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,
 Бабочку на листьях повилики,
    На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
  Над пустыней тень от баобаба,
 Ястреба, парящего над полем,
      Ясный месяц над речным покоем,
  Ласточку, мелькающую в жите.    

                                           Берегите землю! Берегите! 

                                                                                              (М. Дудин)

 

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

   1.  У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован ус­лышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогул­ки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

   2.   Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внима­ние ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую си­туацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встре­тить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (слож­ные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка расска­зать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисо­вать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не пе­редается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от ок­ружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому расска­зать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребен­ку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не от­влекаясь.

 

Речевые игры

 

 

«Назови лишнее слово»


Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
 «Лишнее» слово среди имен существительных:


кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;


 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

«Чем отличаются предметы?»


Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер

                 

«Что общее?»

 

У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).


У трех предметов:
мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
лист, трава, крокодил — ...

 

Характеристика речи ребенка 5-6 лет

Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность.

Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка и др. Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова с противоположным значением (длинный — короткий, твердый — мягкий, тяжелый — легкий, пушистый — гладкий), слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребенок может изложить историю создания предмета (гусиное перо — перьевая ручка — шариковая ручка).

Кроме предметного окружения, ребенок осваивает социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.

 

Игры и игровые задания для развития речи детей

 

Памятка для родителей

ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

 

   Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

 

       Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с ад